За это хотят наказывать фиксированной суммой, а не считать размер дополнительно от цены навязанных потребителю товаров, как предлагалось изначально. Санкции за игнорирование жалоб потребителей решили смягчить.
Комитет Госдумы РФ., по законодательству скорректировал ко второму чтению законопроект, который вводит штрафы за навязывание потребителям дополнительных услуг. Летом 2022 года его разработала группа депутатов от ЛДПР, а в июне 2023-го Госдума РФ., приняла его в первом чтении. Размеры штрафов, которые в изначальной версии документа были привязаны к стоимости навязанных услуг, ко второму чтению заменили на фиксированные суммы.
Предполагалось, что административный штраф можно определить в размере стоимости дополнительно навязанных товаров, работ и услуг на дату окончания или пресечения нарушения. Санкция для должностных лиц должна была рассчитываться в размере двукратной стоимости навязанных услуг, а для бизнеса — в размере трехкратной стоимости.
Теперь штрафы заменили фиксированной суммой: для должностных лиц — от 2000 до 4000 руб., для компаний — от 20 000 до 40 000 руб.
Еще в КоАП РФ., предлагалось ввести штраф за необоснованный отказ в рассмотрении жалоб потребителей. Для должностных лиц наказание должно было составить от 30 000 до 50 000 руб., а для юрлиц — от 250 000 до 1 млн руб. Ко второму чтению новеллы штрафы смягчили и установили их в размере от 15 000 до 30 000 руб. для должностных лиц, от 100 000 до 300 000 руб. — для юрлиц.
Как отмечают авторы инициативы, обычно навязывание дополнительных товаров и услуг происходит на сумму от 100 000 до 500 000 руб., а иногда эта цифра может превышать 50% от стоимости приобретаемого товара. За это бизнес нужно штрафовать, настаивают депутаты. В случае принятия закон вступит в силу через десять дней после официального опубликования. Госдума рассмотрит доработанный проект 26 сентября.
Источник: Право.ру
Резюме ведущего юриста ООО «Юридическое агентство «Ваше Право»:
И вновь я могу с уверенностью сказать, что девиз спасение утопающих – дело рук самих утопающих вновь актуален и особенно он подходит к этой новости.
С одной стороны, потребитель должен сам постоять за себя и выбрать самостоятельно нужна ли ему дополнительная услуга или нет, но вновь возникает вопрос, а как быть с социально незащищенными группами лиц, например с лицами преклонного возраста (пенсионерами), а как быть с лицами ограниченно дееспособными и т.д., которые в силу своего возраста и ограничений не смогут даже понять, что им навязали дополнительную услугу? Мало того, даже простому обывателю бывает очень трудно доказать, что ему навязали дополнительную услугу, а порой и понять это!
Комитет Госдумы РФ., по законодательству в любом случае добился одного, сейчас дел в судах по разбирательству в рамках Закона о защите прав потребителей, а именно по предмету навязывания дополнительных услуг резко снизится! Какому юристу или адвокату захочется отстаивать интересы клиента в суде, если в конечном итоге, даже при полном выигрыше дела в суде, будет ограничена фиксированной суммой и к тому же не покрывающей даже прямые расходы по ведению дела?
А недоброчистивые предприниматели могут, теперь не опасаясь «впаривать» допуслуги под любым соусом, санкции теперь фиксированные и никакого урона для бизнеса они не представляют.