Глава государства подписал закон, детально прописывающий правила для гаражных объединений: кооперативов, товариществ и т.п. Самое главное: теперь никто не сможет перекрыть человеку проезд к его гаражу. Ворота, подъезды и т.п. — все это станет общим имуществом. Каких-то отдельных царьков, владеющих и управляющих въездными воротами, быть не может.
«Мы наконец систематизировали и регламентировали отношения гаражной сферы, — подчеркнул один из авторов принятого документа, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. — Сложно в это поверить, но до сегодняшнего дня — ни в СССР, ни в постсоветской России — организация и деятельность гаражных объединений, а также права и обязанности их членов четко не были урегулированы».
По его словам, закон формирует общий подход к определению таких объектов недвижимости, как гаражи, к их государственной регистрации.
Так, под гаражом понимается нежилое здание, предназначенное исключительно для хранения транспортных средств. Гаражи могут иметь подвальные помещения и не более двух наземных этажей. Они могут быть отдельно стоящими либо расположенными в границах территории гаражного назначения, могут располагаться в одном ряду с другими гаражами и иметь с ними общие стены, крышу, фундамент и коммуникации.
Таким образом, где три этажа — это уже не гараж. Баня, дом, что угодно, но только не отдельный гараж. Соответственно, и регистрировать надо как жилой дом. Или как какое-то другое капитальное строение.
А вот бокс в череде себе подобных — самый настоящий гараж. Соседи могут объединиться и создать товарищество. Особое внимание в законопроекте уделяется вопросам общей собственности и управления ей. В жизни люди часто ссорятся по этому поводу: кому что принадлежит, кто за что должен платить.
Может ли кто-то приватизировать ворота в гаражном комплексе и брать деньги за каждый их скрип?
«Теперь в законе будет дан четкий ответ: в гаражных объединениях будет общее имущество, владеть которым люди должны сообща. Никто не сможет стать собственником отдельной лестницы или ворот в гаражном комплексе. Закон дает владельцам гаражей гарантии и защищает их права», — прокомментировал документ председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Прописывается и перечень того, что относится к общему имуществу в гаражном комплексе. Это вспомогательные помещения, например, технические этажи и подвалы, чердаки, лестницы, лифты, коридоры, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции гаражного комплекса, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в гаражном комплексе.
Каждый собственник обязан соразмерно со своей долей в праве на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, связанных с общим имуществом. Кто вдруг начнет забывать оплачивать счета, с того деньги могут быть взысканы через суд. Товарищами и соседями. Но при этом и мешать человеку пользоваться гаражом никто не сможет.
Важно отметить, что гаражи у домов на отдельных участках не попадают под действие закона. У вас есть дача, на которой рядом с домом вы построили гараж? Ничего для вас не изменится. Зато «жильцы» различных гаражных товариществ смогут, наконец, договариваться по массе горячих вопросов. Кто видел советский фильм «Гараж», тот понимает, какие страсти порой кипят на собраниях даже интеллигентных водителей. Теперь же вопросы можно решать цивилизованно.
«Всё это время в вопросе гаражных объединений отсутствовала схема управления, были проблемы с использованием общего имущества, принадлежащего членам гаражных объединений, — рассказывает Павел Крашенинников. — Сам текст закона достаточно большой: он содержит 35 статей, помещенных в пяти главах. Закон должен упорядочить «гаражную жизнь», снять правовую неопределенность, что позволит обеспечить защиту права собственности владельцев гаражей. Хочу отметить, что положения закона будут распространяться и на отношения собственников гаражей, права на которые оформят в ходе гаражной амнистии».
На сегодняшний день по данной амнистии оформлено более 225 тысяч объектов гаражного назначения.
Руководитель Росреестра Олег Скуфинский рассказал о важности принятого закона. «Теперь подготовка схем расположения земельного участка под конкретным гаражом возможна без согласия всех арендаторов, если ранее земельный участок, представляющий собой гаражную территорию, был предоставлен всем членам кооператива, — сказал он. — Также при наличии утвержденного проекта межевания территории, где не предусмотрено образование земельного участка под конкретным гаражом, гражданину можно будет подготовить такую схему без необходимости переделывать проект межевания территории. Кроме того, законодательно определены ключевые термины, такие как, «гараж», «место хранения транспортного средства» и «гаражный комплекс».
Закон вступит в силу с 1 октября 2023 года.
Источник: Российская газета