Победитель торгов, на которых продавалось долевое имущество банкрота, не смог получить активы. Суды посчитали, что другой собственник недвижимости имеет преимущественное право покупки. КС с такими выводами не согласился и предписал изменить законодательство.
Анатолий Плюшкин обанкротился, его имущество стали продавать на публичных торгах. Леонид Красников купил 1/8 доли земельного участка площадью 1500 м² и 1/8 доли расположенного на нем жилого дома площадью 88 м².
Другой собственник недвижимости остался недоволен результатами торгов и обратился в суд, чтобы купленные Красниковым активы перевести на себя. Три инстанции удовлетворили такой иск: торги, на которых продается имущество банкрота, не должны нарушать права других владельцев долевой собственности. Такие люди имеют преимущественное право покупки по п. 1 ст. 250 ГК. Из-за этого Красников обратился в Конституционный суд, чтобы оспорить п. 1 ст. 250 ГК.
КС РФ., указал: закон не регулирует преимущественное право покупки долей в собственности, когда речь идет об имуществе банкрота. В этом отношении п. 1 ст. 250 ГК не соответствует Конституции и законодательство следует изменить.
КС РФ., отметил, что п. 1 ст. 250 ГК касается не только собственников долевого имущества, но и добросовестных покупателей, которые победили на торгах. У такого человека есть законные ожидания: если он победил на торгах, то имеет право получить недвижимость. Суд добавил, что у Красникова есть право на компенсацию (постановление КС № 23-П).
До тех пор, пока законодательство не изменится, продавать долевое имущество на торгах нужно с учетом ст. 255 ГК («Обращение взыскания на долю в общем имуществе»), указал КС.
Источник: Право.ру