Верховный суд России в ходе рассмотрения конкретного дела разъяснил, в каких случаях нельзя считать неправомерной сделку будущего банкрота. Например, если один из бывших акционеров компании рассорился с коллегами и выкупил часть имущества.
Как подчеркнул член Ассоциации юристов России Владимир Кузнецов, данное дело можно назвать прецедентным. «Суть спора состояла в том, что одному лицу принадлежали помещения в одном здании, затем они были переданы в уставный капитал банка, а чуть позже акционер вышел из состава руководящих лиц банка, — рассказывает он. — Впоследствии, помещения были проданы уже временной администрацией банка третьему лицу, которое, в свою очередь, продало их первоначальному собственнику».
Иными словами, имущество банка прошло через чьи-то руки, но в итоге оказалось в руках бывшего акционера. Сам же банк впоследствии обанкротился. И кредиторы решили, что сделка была притворной, а имущество таким образом просто хотели увести на сторону. Но нет, суд решил, что доказательств недобросовестности бывшего акционера в деле не представлено. Он действительно поссорился с бывшими друзьями.
«Верховный Суд ввел новый критерий определения добросовестности бывших акционеров кредитных организаций при приобретении ими недвижимости некогда подконтрольных банков, — сказал Владимир Кузнецов. — Таким критерием стала полная утрата связи с банком, выражающаяся, в том числе, в наличии споров с иными акционерами. Кроме того, Верховный суд РФ отметил, что принадлежность одному лицу большей части помещений в одном здании обосновывает экономические мотивы последующего приобретения таким лицом иных помещений, также расположенных в этом здании».
По его словам, данная позиция высшего суда безусловно будет полезной при оспаривании сделок, «поскольку критерии добросовестности приобретателя недвижимости, выведенные судом, вполне могут быть применены и для других споров о признании сделок по отчуждению недвижимости недействительными». В целом, продолжает Владимир Кузнецов, оснований для оспаривания сделок в банкротстве достаточно много. «Основными из них являются: совершение сделки во вред кредиторам, с неравноценным встречным предоставлением, с оказанием предпочтения, а также совершение мнимых сделок, с нарушением корпоративных запретов, с признаками недобросовестности и др.», сказал он.
Источник: Российская газета