Корреспонденты «РГ»-Недели уже выяснили у руководителя Управления Росреестра по Нижегородской области Оксаны Штейн, с какими вопросами в ее ведомство наиболее часто обращаются граждане.
Подробнее об этом — на сайте rg.ru. Сегодня Оксана Штейн рассказывает о других ситуациях, в которых у участников сделок с недвижимостью могут возникать затруднения. Конечно, самый правильный вариант — взять в консультанты грамотного специалиста. Но иногда обстоятельства складываются так, что на его поиски просто нет времени. Поэтому ответы на ряд актуальных вопросов лишними точно не станут.
Один из них — остается ли необходимым согласие супруга для регистрации при распоряжении совместной собственностью супругов.
— Семейный кодекс РФ не отменял необходимость получения нотариального согласия супруга на распоряжение общим имуществом супругов, — объясняет Оксана Штейн. — Однако с 2017 года оно не является обязательным для проведения государственной регистрации. Сделки без такого согласия являются оспоримыми.
Вместе с тем, по словам руководителя регионального управления Росреестра, законом определен ряд сделок, которые должны быть удостоверены нотариусом в обязательном порядке. Например, договор ренты, сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество (за некоторыми исключениями), сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным. Сделки между супругами по определению режима совместной собственности также должны быть заверены нотариально.
Нередко к специалистам Росреестра обращаются с вопросом о том, какая из сторон должна обратиться за регистрацией прав по договору.
— По общему правилу по договорам, связанным с отчуждением имущества, должны обратиться обе стороны, — говорит Оксана Штейн. — Закон содержит исключение для договоров, удостоверенных нотариусом: по ним может обратиться одна из сторон либо сам нотариус. Если договор заключается с органом государственной или муниципальной власти, то данный орган сам обязан обратиться за регистрацией. Также застройщик имеет право провести регистрацию прав дольщика на основании акта приема-передачи построенного объекта. Договор аренды вправе зарегистрировать любая из сторон либо обе одновременно.
Еще один вопрос, возникающий достаточно часто, связан с документами на недвижимость, выданными до создания системы государственной регистрации: нужно ли заявителю регистрировать эти права?
— Эти права являются действительными, но лучше обратиться в МФЦ или местную администрацию для регистрации таких прав, чтобы у собственника не возникло проблем с утерей данных документов или иного характера, — отвечает Оксана Штейн. — Процедура является бесплатной.
Отвечают специалисты Росреестра
Как подать заявление на государственную регистрацию?
Обратиться за государственной регистрацией прав возможно путем подачи заявления через любой МФЦ на территории РФ (независимо от места нахождения недвижимости за исключением вновь присоединенных субъектов), портал Росреестра при наличии у заявителя электронно-цифровой подписи. Также можно воспользоваться платным выездным приемом «ПКК Роскадастр».
Как снять арест с имущества?
Аресты, запреты снимаются органом, их наложившим. Сведения о снятии ареста (запрета) должны направляться в орган регистрации судами, службой судебных приставов и иными органами, наложившими запреты (ограничения) без участия заинтересованного лица в рамках межведомственного взаимодействия.
Что делать, если гражданину не нужна недвижимость и он ее не использует?
Если речь идет о земельном участке, то от него можно отказаться в пользу местной администрации. Для этого нужно подать заявление в МФЦ. Если таким объектом является капитальное строение, то прекратить право на него можно только путем передачи недвижимости кому-либо, а также физической ликвидацией.
Источник: Российская газета