Чем больше нерыночных кредитов, тем сильнее нужно менять ключевую ставку, объясняет ЦБ.
Центральный банк опубликовал проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025–2026 годов».
В документе регулятор оценил программы льготного кредитования и отметил, что они хорошо себя показали в качестве антикризисной меры. Но все же их не стоит рассматривать как эффективную меру долгосрочной поддержки российской экономики. Сейчас общий объем кредитов по субсидируемой ставке составляет больше 10 трлн руб. Это превышает 14% кредитного портфеля и 6% ВВП, подчеркнул регулятор.
Льготное кредитование стимулирует спрос, но это эффективно лишь когда программа действует ограниченное время и в отношении краткосрочных кредитов. Если же срок финансирования увеличивается, то затраты на такие субсидии могут достигать суммы кредита. При этом стимулирующий эффект от этих кредитов заканчивается, а расходы на субсидирование ставок по долгосрочным кредитам еще долгие годы ограничивают бюджетную политику.
Польза льготы для ДКП тоже спорная, продолжает ЦБ. С одной стороны, в периоды экономической турбулентности банки тщательнее выбирают заемщиков, а сами физлица и компании избегают новых кредитов. В этом случае стимулировать спрос сложно, и снижения ключевой ставки для этого может быть недостаточно. С другой стороны, чем больше нерыночных кредитов, тем сильнее нужно менять ключевую ставку, чтобы обеспечивать нужное влияние на кредитную активность, спрос и инфляцию.
Экономическая эффективность льготных кредитов также под вопросом. Им присущ эффект замещения, а еще есть значительные риски нецелевого использования сумм займов и роста финансовой нестабильности из‑за большого числа финансово неустойчивых заемщиков, подытоживает ЦБ.
Источник: Право.ру