Скандальное решение семи стран ОПЕК+ снизить добычу нефти вслед за Россией вызвало сильную негативную реакцию в США и Евросоюзе не только потому, что это привело к росту котировок барреля. Сокращения нефти ОПЕК+ в мае освободит рынок Китая, Индии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для топлива из России. То есть фактически ослабит и без этого работающие не лучшим образом санкции Запада против нефтяного экспорта нашей страны.
Но едва ли российские компании смогут серьезно нарастить экспорт, поскольку наша страна также снижает добычу с марта на 500 тыс. баррелей в сутки. Скорее речь идет об уменьшении конкуренции с нефтью с Ближнего востока. А там, где меньше конкуренция при стабильном или растущем спросе, там выше цены.
Независимые ценовые, аналитические и информационные западные агентства уже бьют тревогу, что российская нефть часто продается в Азии по ценам выше «потолка» — 60 долларов за баррель. По данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в конце марта — начале апреля средняя экспортная цена нашей нефти марки Urals составила примерно 50 долларов за баррель, а цена марки ESPO превысила 70 долларов за баррель.
Европа будет активно «пылесосить» рынок, чтобы не допустить у себя дефицита нефти
В мае же этого года, когда семь стран ОПЕК+ дополнительно сократят добычу на 1,1 млн баррелей в сутки, с большой долей вероятности снизится предложение именно на рынке стран АТР. При этом, по всем прогнозам, два крупнейших покупателя нефти в АТР — Китай и Индия, будут обеспечивать самый большой спрос на «черное золото» в этом году.
Ближневосточные производители стали сокращать поставки в Индию, не дожидаясь мая, до вступления квот в силу, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По данным S&P Global Platts, в первом квартале 2023 года семь крупнейших импортеров Ближнего Востока — Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман и не входящий в состав ОПЕК Катар — сократили поставки нефти в Индию на 25% (до 2,34 млн баррелей в сутки) в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Ключевой причиной стал прирост поставок из России. Например, в марте 2022 года индийский импорт нашей нефти составлял 306 тыс. баррелей в сутки, тогда как в марте 2023 года — 1,45 млн баррелей в сутки.
Китайский импорт нефти значительно больше индийского по объемам, как и ожидаемый прирост потребления нефти Поднебесной, но на этом рынке мы давно уже делим первое и второе место вместе с Саудовской Аравией. Этот рынок ранее был традиционным для стран Ближнего Востока, но ситуация стала меняться уже в прошлом году. По мере того, как мы уходили с рынка Европы, и направляли поставки в АТР, Ближневосточные страны перенаправляли свои поставки в Европу. И дело не только в скидках на нашу нефть. Да рынок АТР растет быстрее, но Европа сейчас платит за сырье больше, чем азиатские страны, а учитывая политические события, стала часто закупать топливо впрок. А те же Китай и Индия, наоборот, успешно пользуются удачно сложившейся для них конъюнктурой.
При этом, как отмечает руководитель Центра развития энергетики «Центр РЭ» Кирилл Мельников, объемы будут сокращаться в рамках продаж по краткосрочным контрактам и тендерам. А поскольку покупатели на таких тендерах — это, как правило, крупные международные трейдеры, то невозможно точно сказать, на какие именно рынки пойдут эти поставки. В целом это не имеет значения, поскольку нефтяной рынок очень гибкий, и грузы уже на воде могут перепродаваться множество раз, в том числе со сменой точки назначения. Важнее общий объем, который недополучил мировой рынок в результате сокращения, поясняет эксперт.
Европа добровольно отказалась от покупки российской нефти с 5 декабря прошлого года, то есть ограничила себе предложение. Сейчас с мирового рынка уйдет еще 1,6 млн баррелей в сутки. По факту предложение нефти для Европы с конца 2022 года сократилось больше, чем для других стран. ЕС будет активно «пылесосить» рынок, чтобы не допустить дефицита нефти у себя, то есть скупать нефть с Ближнего Востока, уменьшая предложение для стран АТР и расчищая этот рынок для российского сырья.
Не допустить такого развития ситуации могли бы США, увеличив добычу нефти или опять начав ее интервенции на рынок из стратегического резерва. Но, по мнению Мельникова, добыча нефти в США остаётся стабильной и практически не выросла за прошлый год, хотя цены были выше, чем сейчас. Американские компании не увеличивают объемы бурения, так что в ближайшие полгода они точно не смогут нарастить добычу на 1-1,5 млн баррелей в сутки, которые нужны для компенсации сокращения со стороны ОПЕК. Продолжение интервенций из стратегического резерва США также выглядит маловероятным, учитывая низкий уровень запасов, считает Мельников.
С этим согласен Родионов, он добавляет, что прирост экспорта нефти из США зависит от сроков ввода экспортных нефтеналивных терминалов, способных обслуживать танкеры крупнейшего о класс VLCC. Вплоть до недавнего времени, этому критерию отвечал лишь нефтеналивной порт в штате Луизиана. В ноябре 2022 г. Морская администрация США предоставила разрешение на строительство еще одного терминала — SPOT на побережье Мексиканского залива, с помощью которого можно будет отправлять на экспорт нефть в объеме 2 млн баррелей в сутки. Но сооружение терминала должно начаться только в середине 2023 года. Поэтому устойчивый прирост экспорта нефти из США на 1,65 млн баррелей в сутки в оставшиеся месяцы года вряд ли возможен.
Источник: Российская газета